Mobile menu

В Фаберлик я зарегистрировалась через этот сайт, а диеты для похудения беру отсюда

В целях реализации программы повышения качества образования в школах городского округа Самара с низкими результатами обучения на 2020-2021 гг. (Самарская Вальдорфская школа (далее-СВШ), Самарский казачий кадетский корпус (далее-СККК), НОУ “Потенциал”, 5, 15, 20, 23, 24, 29, 33, 37, 39, 50, 55, 70, 79, 89, 96, 98, 107, 112, 119, 128, 140, 150, 153, 171, 177, 178, вечерняя средняя школа №8 (далее-ВСШ 8), утвержденной приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской области от 08.05.2020 № 149-од специалистами Самарского управления министерства образования и науки Самарской области, Департамента образования Администрации городского округа Самара, методистами управления «Проектный офис информационно-методического сопровождения образовательных организаций» МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара проведен мониторинг школьной системы оценки качества образования, работы в МСОКО, контроля за обучением школьников, имеющих низкую мотивацию к обучению, соответствия результатов внутренней и внешней оценки обучающихся в образовательных организациях г.о. Самара ( далее –мониторинг).

Цель: исследование возможностей и деятельности образовательных организаций по повышению качества образования, эффективность принятия управленческих решений администрацией образовательной организации.

Задачи: проанализировать деятельность школ по кадровому и организационно-методическому обеспечению реализации программ повышения качества; выявить проблемные зоны в системе управления и преподавания в школах с низкими результатами обучения; оказать адресную методическую помощь школам с низкими результатами обучения.

Мониторинг проведен в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций федерального, регионального уровней в сфере образования, и методическими материалами.

В основе системы сбора информации мониторинга: данные официальных сайтов образовательных организаций; анализ отчетов образовательных организаций. Анализу подлежала управленческая стратегия и план мероприятий по выходу из сложившейся ситуации по следующим направлениям: наличие актуальных образовательных программ; планирование работы образовательной организации по решению задач, направленных на преодоление неуспеваемости и повышение качества обучения; контроль деятельности педагогического коллектива по обучению слабоуспевающих; повышение квалификации педагогов по вопросам работы с неуспевающими, по повышению качества образования.

По итогам ознакомления со школьной документацией, в том числе размещенной на сайтах образовательных организаций, беседы с административными командами школ выявлены следующие достоинства и недостатки проделанной работы в образовательной организации по повышению качества образования.

Модуль МСОКО АСУ РСО школах используется от 1 года до 3-х лет. Однако аналитический материал МСОКО зачастую не становится поводом для принятия управленческих решений, в том числе внесения изменений в рабочие программы, включения выявленных проблем в план внутришкольного контроля. В ряде школ не составлено Положение о МСОКО или описан порядок использования МСОКО в части других положений, описывающих систему оценки качества образования в образовательной организации. Модуль МСОКО АСУ РСО с предоставлением аналитических материалов не используется в школах 107, 153, 89.

         В большинстве школ составлена аналитическая справка о соответствии результатов внутренней и внешней оценки обучающихся (по результатам итоговых (годовых) отметок обучающихся 9-ых классов за 2019/2020 учебный год и диагностических работ в 10 классах (далее –ДР-10)). В ряде школ данная аналитическая работа проведена формально, носит статистический характер, без методических выводов и обоснованных адресных рекомендаций, указания сроков исполнения и форм контроля со стороны администрации. Анализ соответствия результатов внутренней и внешней оценки обучающихся отсутствует в школе 112.

Положительно отмечена деятельность школы 5, где на каждого неуспевающего ученика по результатам ДР-10 учителями-предметниками составлен индивидуальный образовательный маршрут, а в школе 178 проведена коррекция рабочих программ по результатам ДР-10.

Анализ динамики образовательных результатов обучающихся по русскому языку и математике по итогам ВПР (5,6,7 классы) и итоговой аттестации (11 класс) за 2019 и 2020 годы по русскому языку и математике не проведен в школах 153, 89, 112, 39, 79, 98, ВСШ 8, что не позволяет своевременно выявить проблемы в организации образовательного процесса и профессиональные дефициты учителей.

Во всех школах (за исключением школы 39) составлена аналитическая справка о результатах ВПР-2020 по русскому языку и математике. Определены доли низких и высоких результатов, «западающие» темы, приняты управленческие решения. В большинстве школ имеется необходимость доработать вопрос контроля администрации над ликвидацией «пробелов» знаний обучающихся: сопоставить результаты ВПР с сайта ФИС ОКО и результаты анализа учителей-предметников по каждому обучающемуся; согласовать с администрацией коррекционный план работы по каждому обучающемуся и классу

В школах проводилось изучение причин неуспеваемости, выявление проблемы. В описанной работе не всегда предусмотрены пути решения в соответствии с обозначенными проблемами. В школах 23, 5, 20, 29, 50, 37, 79, 96, 178 учителями-предметниками составлены планы работы с учащимися с низкими учебными возможностями, для каждого неуспевающего ученика разработан индивидуальный образовательный маршрут (карта или план). Анализ работы образовательной организации в части изучения вопроса неуспеваемости за 2019-2020 учебный год не проведен в школах 39, 153, 98, 112.

Планирование работы образовательной организации по решению задач, направленных на преодоление неуспеваемости и повышение качества обучения, не обнаружено в школе 153. Формулирование цели и задач в плане работы по преодолению неуспеваемости и повышению качества обучения и успеваемости требуют конкретизации в школах 140, 79, 112, 55.

         В школах проведены от одного до трех педагогических советов, где рассматривались проблемы повышения качества обучения.         В протоколах указаны следующие формулировки рассматриваемых вопросов: «Совершенствование деятельности педагогического коллектива по повышению качества общего образования», «Пути преодоления ученической неуспеваемости», «Повышение качества образования: система опроса на уроках, работа над пробелами», «О выявлении проблемы и нахождение антикризисных решений с целью повышения качества образования», «О работе со слабоуспевающими учащимися в 9 классах», «Как улучшить качество образования обучающегося по результатам ВПР». Рассмотрение проблемы неуспеваемости на педагогических советах не состоялось в школах 140, 55, СВШ, вопрос включен в план 2020 -2021 учебного года в поздние сроки.

         В школах 5, 20, 23, 29, 70, 79, 178, СККК, где действуют методические советы, проведены обсуждения проблемы неуспеваемости на плановом заседании. В школах 70, 23, 15, 107, 150, СККК, 119, 79, 98, 29, 128, 177, 112, 39 вопросы контроля деятельности педагогического коллектива по обучению слабоуспевающих рассматривались на уровне Совета школы.

         За истекший период 2020-2021 учебного года было посещено от 2-х до 40 уроков администрациями образовательных организаций, в том числе с привлечением председателей школьных методических объединений, наставников, других учителей. В среднем в школе посещено 11 уроков, в том числе в дистанционном формате (школа 50). Не все образовательные организации использовали при анализе посещенных уроков схему (план, карту) анализа современного урока. Посещение с последующим проведением анализа уроков администрацией, наставниками, опытными педагогами не состоялось в школах 140, 153, 171, ВСШ 8.

Особое внимание образовательными организациями уделено организации выявления слабоуспевающих обучающихся 9-11 классов. Администрации школ владеют предварительной информацией АСУ РСО о результатах обучения по предметам учебного плана, по всем классам есть отчеты классных руководителей, анализ успеваемости за 1 четверть.   Обучающиеся 10-х классов "группы риска", показавшие низкие результаты на ДР -10 по предметам, выбранным для изучения на углубленном уровне, выявлены. Организовано дальнейшее индивидуальное сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в обучении в 9-11 классах (за исключением школ СВШ, 89, 171, 112, 24). В ряде случаев ведется журнал проведенных консультаций (по факту проведения) или составлен только общий график индивидуальных занятий учителя со слабоуспевающими без персонификации.

         Проведение индивидуально-групповых занятий по русскому языку и математике в рамках реализации учебного плана 2020-2021 учебного года позволяет школам 15, 107, СККК, 119, 89, 79, 50, 171, 98, 5, 178, 177, 96, 39, 70, 55, 24 вести планомерную работу по ликвидации «пробелов» в обучении.

Работа со слабоуспевающими проводится в школе в тесном контакте с родителями (законными представителями). По итогам 1 четверти проводились индивидуальные встречи с родителями, на которых вручались уведомления с указанием предметов, по которым не успевает обучающийся. Отсутствуют протоколы встреч с родителями в школах 171, 39, 24, 140, 153, 79, 55.

Более половины школ разработали актуальные программы повышения качества образования и включились в их реализацию. При этом программы не содержат ориентиры на достижение в 2020-2021 учебном году декомпозированных показателей, определенных для образовательной организации органами управления образованием. Во всех образовательных организациях (за исключением школ 153, 171, 39) составлены детальные планы повышения квалификации педагогов по вопросам повышения качества образования, в настоящее время идет их выполнение. В большинстве школ планомерная работа со слабоуспевающих учащихся нашла отражение в планах образовательных организаций, методических объединений, в программе повышения качества образования, в плане внутришкольного контроля, в программе психологического сопровождения образовательных организаций.

Наряду с этим отмечается, что школы оказывают недостаточное внимание повышению предметной и методической компетентности педагогов, работающих с обучающимися из групп риска и учебной неуспешности. Об этом свидетельствует анализ тем самообразования и школьная программа повышения квалификации педагогов. В большинстве школ отсутствует или недостаточно эффективна школьная система оценки результатов обучения.

Не внесены дополнения в основные общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования в школах 23, 89, 79, 5, 39, 112, 107, 15, СВШ, в связи с введением предметной области «Родной язык и родная литература".

Рекомендации администрации школ городского округа Самара с низкими результатами обучения на 2020-2021 учебный год:

  • включить в программу повышения качества образования деятельность, направленную на достижение декомпозированных показателей, определенных для достижения к концу 2020-2021 учебного года;
  • обеспечить своевременное размещение актуальных образовательных программ на сайтах образовательных организаций;
  • обеспечить обсуждение проблемы неуспеваемости в рамках деятельности различных коллегиальных органов образовательной организации;
  • осуществлять планомерное посещение уроков учителей в классах с низким уровнем качества образования, проведение анализа урока на основе критериев оценки современного урока, принятых на педагогическом совете;
  • включить в аналитическую деятельность формулирование методических выводов и обоснованных адресных рекомендаций, принятие управленческих решений с указанием сроков исполнения, ответственных и форм контроля со стороны администрации;
  • контролировать исполнение управленческих решений;
  • скорректировать работу школьных методических объединений по формированию положительной мотивации учащихся к обучению и самообразованию и повышению качества обучения;
  • повышать профессиональный уровень педагогических работников через их активное участие в вебинарах, практических семинарах, педагогических мастерских по вопросам качества обучения на основе выявленных профессиональных дефицитов, конкурсах профессионального мастерства, участие в программе учительского роста;
  • вовлекать родителей в жизнь школы через участие в собраниях, конкурсах, мероприятиях;
  • школам 37, 20, 5, 24 распространить опыт по работе с неуспевающими обучающимися.

Отдел реализации образовательных программ Самарского управления министерства образования и науки Самарской области

Управление «Проектный офис информационно-методического сопровождения образовательных организаций» МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара

15 декабря 2020 года